Отчет о поездке на Белое Море
Июнь 2014 год
………………………2013 годКак Вы уже знаете, на Белом море я бывал далеко не однократно. Но, в том, уже далеком для нас 2013 году, у меня было, наверное, самое мое большое путешествие по моему любимому краю, нашей необъятной Родины. Напомню, тогда нами было пройдено более трехсот километров морем на шестиметровом карбасе под Сузой пятнахой. Из Кеми мы дошли до Онежского берега, мыса Летний Орлов, Летней Золотицы, мыса Ухт – Наволок. Зашли на остров Жижгин, посетили Анзер. Обошли Соловецкий архипелаг вокруг, и, посетив «Кузова» вернулись в Рабочеостровск. Путешествие было большим, и в чем- то определенно уникальным.
Зачем я сейчас упоминаю о нем? Да, просто многие мне говорили, зачем ты опять, в этом году собираешься туда же? Там, мол, тобой уже поставлен своеобразный рекорд. Что нового ты там увидишь или сделаешь? Может лучше, «осваивать новые горизонты», новые места, ведь, сколько на свете еще мест, где ты не был, чудес, которые ты не видел…..
Умом я понимал, что говорившие мне это, правы, но сердце все равно тянуло в тот Поморский край. Край Тюленей и Белух, край Святых мест, и жестоких репрессий. Край, где можно встретиться и посидеть на равных, за одним столом, и с местными браконьерами, и со столичным профессором, известным, художником, и простым путешественником фотографом. Край, где меняются привычные ценности. Где даже время течет по-другому……
…………………
И нам предстало море
в каком-то дымном свете,
и в этой дымке плыли
на лодках рыбаки,
и прямо в дымном небе
у них стояли сети,
а носом ткнувшись в берег,
качалась рыба-кит.
И море было тёплым,
дышало паром белым,
к себе влекло игриво
и взрослых, и детей.
И было ясно сразу,
за что назвали Белым
его в Стране приливов,
течений и снастей.
На литорали моря
жизнь оставляла метки:
рыбацкий карбас (остов),
ракушки в берегах;
из затонувшей баржи
образовался остров;
засохшие деревья
маячили в песках.
А рядом в дюнах - сосны -
взлохмаченные кроны,
как будто им причёски
придумали ветра.
На литорали моря,
под этой дымкой сонной,
народ вовсю купался
и шёл вдали корабль.
И вдруг примчалась свадьба ,
раскрылся счастья свиток...
Невеста, платье бело
лишь приподняв слегка,
бродила в море Белом
(а с ней жених и свита),
и смех воздушным змеем
летел под облака.
И тут прилив начался.
Шло солнышко к закату,
стал жёлтым пляж и дюны,
лёг жёлтый свет везде,
А море, словно платье
невесты этой юной,
белело, и дрожала
дорожка на воде...Галина Рудакова.............................
………………………2014 годНачался новый сезон, и активная подготовка к очередному Беломорскому Путешествию.
Особых целей и задач на этот раз мы не ставили. Единственное, что хотели сделать обязательно, так это дойти до мыса Березовый, и отремонтировать баньку, которую нашли там, в прошлом году. Для этих целей наш Кемский товарищ Женя уже заранее приготовил материал, мы же в Кеми купили котел и бак для воды, оставалось только отвести это все на Соловки, и приложить руки.
Ну, а далее, решили смотреть по возможностям и обстоятельствам.
И вот в пятницу после работы я уже на «низком старте» и мой «Боевой Запорожец» полностью готов к дальней дороге.
001.JPGЗаезжаю за Володькой, и в ночь мы трогаемся в путь…..
Не успев отъехать и ста километров, в районе Дусьево, на дорогу вышло три Лося. В сумерках их было видно плохо, но хорошо Володька вовремя заметил, и я заранее сбавив скорость, благополучно объехал их. Пошутив на тему того, что сохатые совсем обнаглели, и скоро за кормежкой к нам в Питер станут приходить, увидели впереди много машин, и поняли, что здесь, увы, далеко не до шуток…
На дороге лежал сбитый сохатый, а в кювете две машины. Одна из них типа Газели получила повреждения не значительные, а вторая – легковушка, была куском металлолома. По-видимому даже с человеческими жертвами.
Жуткое зрелище. Но нужно двигаться дальше, и мы с утроенной внимательностью продолжаем свой путь.
До Кеми доехали без особых проблем. Дорога отличная, и примерно в 11 часов дня мы уже затаривали продукты в местных магазинчиках. Последние годы, с собой из Питера мы везем только спиртное и тушенку. А все остальное стараемся покупать у местных.
Загрузили Женин карбас. Изначально я думал, что Володька пойдет с Женей, а я хотел дойти до Соловков под их прикрытием на своем Флагмане, с Ямахой восьмерочкой, но на море было весьма свежо, и я отказался от этой идеи, и просто загрузив мой комплект к Жене, тронулись в путь на одной Жениной тихоходной, но очень мореходной лодке.
По пути зашли на «Коловары», проведали уже знакомую Вам по моим прошлогодним фотам избу
002.JPGТак же зашли на Немецкий Кузов, пообщались с Русским Географическим Обществом, точнее с его представителями, и двинулись к Соловецкому архипелагу. Обогнули мыс Печак, и спустя лишь чуть больше семи часов после выхода из Кеми, прибыли к месту назначения на мыс Березовый.
Пройдя при этом 65,5 километров.
Пробег-1.jpgПервым делом шашлычок, и небольшой походный банкет по случаю возращения на наши любимые острова.
003.JPG004.JPGПрибрались в избе, навели порядок, и получился небольшой такой миниотельчик тянущий ни как не менее чем на четыре звезды по местным ГОСТ-ам….
005.JPG006.JPG007.JPGШашлык съеден, водка выпита, недолгие разговоры, и все проваливаются в глубокий сон.
Всего лишь чуть более суток назад, я был в Питере, в своей городской квартире, а сейчас я нахожусь там, - куда, говорят, по доброй воле не ездят…….
….. Ездят, еще как ездят…….!!!
Утро дня следующего. Приводим лодку, снаряжение и себя в порядок.
И собственно занимаемся тем, зачем сюда и приехали – ремонтируем баньку.
Подлатали, как смогли крышу
008.JPGВыкинули старый проржавевший котел, и старую развалившуюся печь.
009.JPGУстановили привезенную с собой чугунную печку. Не новую конечно, но еще весьма крепкую. Поставили бак для воды. Натаскали с берега камней, и обложили печь по кругу.
010.JPG011.JPGПроизвели кой, какой ремонт изнутри и снаружи. Вывели трубу. Ну и естественно затопили.
012.JPG013.JPGТак же сделали новые мостки на подходе к открытому нами в прошлом году « S.P.A. болоту»
014.JPGОсновная задача наша была выполнена. И в награду за это, вечером у нас была замечательная баня, совмещенная с другими природными оздоровительными процедурами, и замечательнейшим, можно сказать царским ужином.
Встав утром следующего дня, с огорчением обнаружили, что погода испортилась, и выходить в море без крайней необходимости смысла, увы, нет. Ну, что ж, будем заниматься опять парко-хозяйственными делами. Заготовили дров. Подлатали крышу теперь уже и на домике, сделали еще кое какие некрупные работы по ремонту избы. И тут мы познакомились, с удивительнейшим человеком, который подошел к нашей избе. Путешественником – фотографом из Северодвинска. Он поставил своей целью обойти весь Соловецкий архипелаг пешком, по береговой линии, и неуклонно шел к своей цели. Долго общались с ним, пили чай с конфетами.
Вот его страничка в контакте, и здесь он описывает нашу встречу с ним со своей стороны:
Словом сидим, как говорится, и ждем с моря погоды……..
015.JPG…………………………………
…………………………………….
Все когда-нибудь, заканчивается, и плохая погода тоже. Вот и мы дождались, пока ветер поутих, и мы решили, перед тем как идти в поселок Соловков к Кремлю, зайти на Муксалму. До нее всего девять с небольшим километров, но подходы мелкие и каменистые. Множество корг.
Дошли.
Дались нам эти километры не без труда……
На Муксалме нашел себе веревочку на якорь, но забирать не стал. Оставил на год следующий
016.JPGДошли до поселка:
017.JPG018.JPGТам начали возрождать добычу ламинарии. Ремонтируются вешала, карбасы. Нагнали техники, установили ветрогенераторы. Но, не стали им мешать расспросами. Это мы на отдыхе, а у них тяжкий ежедневный труд……
На берегу попался такой вот огромный кусочек кварца
019.JPGВот он поближе:
020.JPGЗакончили по-быстрому осмотр острова, и поспешили уходить пока полная вода, иначе застрянем здесь надолго, до следующего прилива.
А ведь мы хотели еще и в поселок Соловецкий успеть, и в Кремль, и продуктами затариться…..
Проходит еще несколько часов, и мы, пройдя 35,5 километров, причаливаем у не официального Тамариного причала, а у мыса Батарейного. И становимся рядом с очень известной в определенных кругах морской яхтой «Моряна»
021.JPG022.JPGПереход-2.jpgЗдесь в поселке у нас, наконец, появилась связь. Отзвонились родным, сообщили, что все в порядке. Но, увы, нашего товарища Женю вызвали домой по срочному делу. И он сообщил нам, что вынужден возвращаться в Кемь.
Решили, что он довезет нас до «Кузовов», мы останемся там, а он возвратится домой.
А на Кузовах, мы бы уже накачали и собрали свою лодку, и определились бы с дальнейшими планами. Но, пока, все же решили сделать небольшую обзорную экскурсию по поселку. Посетить недавно открывшийся здесь Морской музей. И пополнить запас продуктов.
И музей, и поселок, впечатления оставили очень хорошие. Сделали много фото, но сейчас я все выкладывать не буду, выложу лишь некую часть, что бы читатель имел хоть какое либо представление. А в планах, чуть позже, сделать полноценный отчет о Соловецком Кремле, и поселке.
Немножко музея:
024.JPG025.JPG026.JPG027.JPG028.JPG029.JPG030.JPG031.JPG032.JPGСуда, которые находятся внутри здания и снаружи его, изготовлены полностью по старинным Поморским традициям. С соблюдением всех древних технологий. Одно из них уже полностью готово к спуску на воду, со вторым еще ведутся работы.
Немножко поселка:
023.JPG033.JPG035.JPG037.JPG038.JPG039.JPG040.JPG041.JPG042.JPG043.JPG044.JPG045.JPG048.JPGПоселок выглядит чисто, и аккуратно. Старина витиевато переплетается с современностью, создавая особый неповторимый, и не с чем несравнимый мир. Со своей особой аурой.
Видим, такое вот, странное соседство:
034.JPGДобавлено спустя 5 минут 50 секунд:И вот такой интереснейший экземпляр:
036.JPGМечта рыболова – охотника:
047.JPGСели попить чайку с ватрушками. Так наглые воробьи, выхватывали булку прямо из рук. Это было нечто…..
046.JPGНо, нам нужно спешить. Закупили продуктов. Цены почти такие же, как и в Питере. Качество продуктов, так же вполне на высоте и полностью соответствует своей стоимости.
Грузимся в карбас, и идем, держа курс на Немецкий кузов.
049.JPGПрошли острова Топы:
054.JPGА за ними на скале большое лежбище тюленей. Но как ни пытался я их снимать, ни фото, ни видео нормального, увы, не получилось. Толи техника виновата, толи волнение на море. А скорее всего руки мои кривые, не оттуда растущие.
050.JPG051.JPG052.JPG053.JPG056.JPGНа подходе к Кузовам, нарвались на сулои. Не сильные, но все же…
Повезло, что был полный штиль, при ветре, все было бы гораздо хуже
И вот, пройдя 28 километров, мы на «Немецком Кузове.
055.JPGСол-куз-1.jpgВремя давно за полночь, но это совсем не замечается. Так как здесь настоящие «белые ночи», не то, что в Питере. Солнышко медленно – медленно опускается в низ….., и только лишь слегка коснувшись своим огненным шаром моря, сразу же начинает неспешно подниматься по небосклону. Ни каким описанием, и ни какими фотографиями, этого не передать….
Это нужно видеть…..
Увидев, что лагерь Русского Географического Общества не спит, заглянули к ним на огонек.
Где, нас и накормили вкуснейшим ужином, и ароматнейшим чаем.
Уходим, в известную нам свободную избу, в соседнюю бухточку. Разгружаемся. Приводим в боевое – походное состояние свой корабль. И Женя покидает нас, уходя домой в Кемь.
А мы, разобравшись с вещами, отправляемся спать. День выдался нелегким………..
057.JPGПросыпаемся от стука в приоткрытую дверь. Выходим. На пороге интеллигентный, представительный мужчина
-Н.И. Сюльгин, член Петербургского Союза Художников, руководитель Северной экспедиции, представляется он.
Долго общаемся, пьем чай. Интереснейший человек. Много походивший и видевший на своем, уже не малом веку. Показал нам свою новую стеклопластиковую, водоизмещающую лодку.
Отличное судно. Словом пообщались душевно, и очень плодотворно. Обменялись координатами, и плюс к этому Николай Иванович предложил мне участие в его проекте на следующий год, в путешествии на Ямал.
Договорились встретиться для дальнейшего общения и обсуждения совместных проектов зимой в доме Союза художников в Питере.
……. А погода стоит………
Прямо Сочи, август месяц…
Солнышко, тепло, ветер даже листочек не колыхнет… Красота, да и только!
Как тут не воспользоваться таким подарком Северной природы, и не открыть Северный купальный сезон?
Начали в таких вот природных бассейнах.
058.JPGНо потом перешли и к полноценным морским заплывам. Правда, справедливости ради сказать, в море дольше пары минут я выдержать не смог.
059.JPGНо заряд энергии и бодрости был получен, и мы, перекусив, отправились исследовать окрестности.
060.JPGПокатались вокруг архипелага, посмотрели разные бухточки, и отдельные небольшие островки. Фотографий Кузовов, в предыдущем отчете я тоже выкладывал не мало, поэтому выложу здесь лишь несколько.
061.JPG062.JPG063.JPG064.JPG065.JPG066.JPG067.JPG068.JPG069.JPG070.JPG071.JPGНо все равно, каждый раз Кузова встречают тебя по-новому. И ты не перестаёшь удивляться их непередаваемой красотой.
Дошли до острова Олешин. На него мы попали впервые. Посмотрели на знаменитые лабиринты:
072.JPG073.JPG074.JPG075.JPG076.JPGОстров обладает мощнейшей энергетикой. О нем много сказаний и легенд.
Во общем день провели весьма насыщенно. Уже к ночи возвращаемся к своей избе на Немецком.
Увидев, что мы приехали, к нам подошел Николай Иванович (художник) и предупредил, что на завтра и ближайшие несколько дней обещают 14 – 16 метров в секунду.
Что делать?
Настраиваться провести здесь еще не один день, или же идти пока погода позволяет, и полный штиль поближе к берегу. Там есть еще интересные для нас, и не обследованные острова.
Но, мы сегодня вымотались, и не то, что куда-то идти на лодке, даже думать не хочется.
Поужинали. Три раза по сто, и спасть. Завтра будет день, будет и пища…..
Проснулись утром. Утро хмурое, но ветерок слабый, на воде лишь легкая рябь.
Быстро завтракаем, собираем вещи, и, зайдя к художнику попрощаться, уходим, держа курс на остров Южный Ромбак.
077.JPG078.JPG079.JPG080.JPGДошли отлично, без проблем. И погодка тому сопутствовала.
на-ромбак.jpgОсмотрели остров. Разрушенные здания маяка и иные подсобные помещения. Все заброшенно и разграблено . Сломанные ветряки, и иные останки былой индустриализации.
081.JPG082.JPG083.JPG084.JPG085.JPG086.JPGПопадались и интересные экземпляры.
Например, вот такой:
087.JPGЕсли я правильно идентифицировал его, то это Л -6 одноцилиндровый карбюраторный двигатель с ручной заводкой. Его еще по-моему «топ – нога, или рви – нога» называли.
А вот такой вот, двухцилиндровый дизелек. Я, увы, идентифицировать не смог.
088.JPGВроде бы на Ча – 2 похож, а может и какой другой.
Во общем погуляли по острову, все осмотрели. Погода вроде бы оставалась нормальной, и мы решили сходить на Сатам остров. Там как нам было известно, был родник с отличнейшей водой. И стоял крест тысяча восемьсот, какого-то года. А уже оттуда на Студенцы, Кладовые и Камостров.
089.JPG090.JPG…………….Но, увы, на Сатам, нам попасть было не суждено.
Мы, уже практически подошли к острову, и высматривали удобную бухточку для стоянки, как неожиданным и сильнейшим порывом ветра нас отбросило достаточно далеко в сторону.
После этого порыва, последовали следующие и следующие, не менее сильные. Мотор работал на полных оборотах, но в перерывах между порывами, нам даже не удавалась отыграть потерянное расстояние. Словом причалить к Сатаму, у нас не было совсем ни какой возможности. Ни чего другого не оставалась, как возвращаться на Ромбак, благо ветер был туда строго попутный. Пошли назад подгоняемые ветром и волной. Шли достаточно быстро, но тут я сделал роковую ошибку. Я решил спрятаться от усиливающегося ветра за о. Терьихой, и идти дальше к Ромбаку под прикрытием его. Но это было большой ошибкой. Длинная отмель, сильное течение встретившиеся с хорошим ветром, и мы нарвались на сильнейший сулой. Хоть зацепили его и совсем краем, нам этого вполне хватило:
Лодку подбросило на волне. Я не успел сбросить газ, мотор стал резко набирать обороты – пошел в разнос, после лодка резко нырнула, погрузив винт в воду. В результате удар, и …..
Мотор продолжает работать, а винт, увы, не крутится.
Благо до Ромбака совсем близко, и ветром нас несет практически на его центр……
Высадились на берег, очень удачно, не налетев на скалы, и более не чего не испортив и не понеся ни каких других потерь. А после того как лодка была разгружена, и вытащена на берег, на море было уже вот так:
Подобрали более менее приемлемую избу для жилья. Восстановили печушку, и заготовили дров.
Вытащили лодку на берег, перевернули. Повезло, что вещи почти не намочили. Точнее, совсем не намочили.
091.JPG Перекусили, тем, что можно было не готовить. В целях профилактических, не ради пьянки, а исключительно здоровья для, и восстановления равновесия душевного, грамм по двести пятьдесят на каждое лицо накатили. И попадали спать…………….
Утром, проснувшись, видим, что погода совершенно не улучшилась, такой же ветер, дождь, и холодища.
093.JPG094.JPG095.JPGПриготовили завтрак, затопили печь. Что ж нужно разбираться, что у нас случилось с мотором.
По-быстрому раскидали ногу:
092.JPG096.JPG097.JPGНа фото отлично видно, что шлицевую часть вала срезало как бритвой. Все шлицы целые, не обломков, ни крошек, или сколов металла, а просто ровнейший срез.
Ну, что ж бывает и так. Но ясно одно, что мотор нам в походных условиях уже, увы, на ход не поставить.
Проверили, связь есть, но нужно подниматься на самую высокую скалу. Позвонил в Кемь . Знакомые пообещали через два дня, ну если конечно к тому времени стихнет погода, прислать за нами лодку.
Что ж, будем ждать………
Собственно, с поломкой мотора поход можно считать оконченным. Жаль, конечно, что не дошли до туда, куда хотели. Да и времени еще остаётся изрядно, раньше времени не хочется в Питер возвращаться. Но, что делать? Судьба….
Еще через день погода начала успокаиваться, ветер стих совсем, и волнение постепенно приходило в норму….
Вечером послышался шум мотора, и мы увидели приближающуюся к острову лодку с тремя мужиками.
Поначалу мы обрадовались, так как думали попросить их дотянуть нас до берега, заплатив им и денег, и отдав весь наш, уже не нужный нам бензин, но, увы….
Контакт с местными оказался очень натянутым, и можно сказать даже враждебный.
Я, конечно, понимал, что мы в гостях, и залезли на «их территорию»
Но во первых, не по своей воле, а во вторых, мы им не конкуренты, и рыба нас не интересует.
Те же, открыто конфликтовать с нами побаивались, видя в нас соперников серьезных, но все время недовольно ворчали, и за глаза втихаря постоянно о чем-то шептались.
Двое поехали ставить сети, а один остался с нами.
Мы с ним долго общались, вроде бы и не плохой мужик, но все равно постоянно недовольство свое показывал.
Возвратились те двое. Уже пьяные в хлам, попадали спать, но даже сквозь сон, не забывали помянуть нас «добрым словом»
Решив не провоцировать конфликт, хоть и не соперники они нам, но тем не менее мы здесь в гостях, да и не для того мы за тыщу верст от дома уехали. Что бы драки устраивать и нервы себе мотать.
Во общем стали мы собираться, так как решили не дожидаясь вызванной помощи, идти к берегу на веслах.
Но все же в этом контакте с местными, был и очень положительный момент:
Я впервые в жизни и узнал о существовании, и увидел живьем Пинагора. Этим ребятам в сетки попался. Удивительнейшая рыба.
pinagor.jpgИ как сказали местные очень вкусная, и сама и ее икра. Фото Пинагора, не моё, взятое из инета. Но «наш» экземпляр точь в точь как этот, только несколько крупнее.
Во общем попив чайку напоследок, и перекусив
098.JPGтронулись в путь в сторону берега, с крейсерской скоростью – 4 – 5 км в час. Ветер практически стих, да плюс начался прилив, который нам хорошо помог.
Но течением нас отнесло севернее, и мы причалили к избе на Кладовых островах. Пробег 17, 45 км, прошли примерно за шесть часов, меняясь, каждый час на веслах.
Отдохнув и набравшись сил, сделали еще один марш бросок до Рабочего острова, но теперь уже вдоль берега, практически в полной безопасности.
И погода нам была в помощь.
Еще около четырех часов на веслах, еще одиннадцать с половиной километров, и мы вошли в Узкую салму, и причалили туда, куда я смог бы впоследствии пригнать свою машину.
пос---тр.jpgОчередное путешествие закончено. В общей сложности, морем мы прошли 182,4 километра, из них 29 на веслах.
Были, конечно, и негативные моменты, но, в общем и целом все прошло замечательно. Море эмоций и впечатлений. Новые знакомства и новый бесценный опыт. Фото и видео материал. Да и просто отлично проведенное время.
И….,
……и что-то не двузначно подсказывает мне, что и в году следующем, если конечно Бог даст, мы опять отправимся в этот одновременно и суровый и прекрасный край!
..................
..................
Увы, беспомощны слова!
Не передать точь-в точь:
Вольготно дремлют острова,
Как день сияет ночь.
Попробуй, взглядом-ка, окинь
Сверкающий простор!
Там тишине не вопреки
Поет свой гимн мотор.
Как по душе ему игра!
Торжественен аккорд!
И мчится катер, нос задрав,
Своим мотором горд.
За катером струится след,
От пены весь седой,
И Витя Бергер на руле,
Царящий над водой.Рудольф Буруковский