Форум любителей активного отдыха
http://fishboatlive.ru/forum/

Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ
http://fishboatlive.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=196
Страница 1 из 12

Добавил:  maliiv [ 31 янв 2014, 12:38 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

В данной теме пойдет рассказ про то, как можно самому сделать регулятор напряжения, далее РН для лодочных моторов, оборудованных световой катушкой. Эти устройства многим водомоторникам изготавливает Иван с мотолодки. Иван для своих поделок, использует так называемую шунтирующую схему. Много уже было споров, ругани на эту тему, какая из схем лучше...каждый кулик свое болото хвалит...Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе без предвзятостей...Принцип шунтирующей схемы основан на глухом закорачивании световой катушки мотора двумя тиристорами или одним симистором когда напряжение на выходе выпрямителя превышает предел, заданный стабилизирующей цепочкой. Таким образом генератор мотора начинает работать на КЗ. Последствия таковы: Идет разогрев самой обмотки повышенным током, разогрев шунтирующих элементов и диодного моста, и поскольку закон о сохранении и превращении энергии никто пока не отменял, такой вот закороченный генератор, вносит какое то сопротивление вращению, и что бы его преодолеть, мотор сожрет немного больше бензина чем в обычном состоянии, при тех же условиях...Это недостатки. Теперь плюсы данной схемы. Неоспоримым плюсом, является ее простота и доступность самостоятельного изготовления не подготовленными людьми. Вторым ее плюсом является отсутствие в схеме активного регулирующего элемента, на котором обязательно будет падение напряжения, а следствие этого, заданное напряжение на выходе РН будет при меньших оборотах мотора.
Теперь о схеме, которую разработал один парень из Украины под ником Академик
Ее работа, основана на заряде большого конденсатора. Его зарядом управляет схема управления на регулируемом стабилитроне, через мощный ключ на полевом транзисторе. При помощи регулируемого стабилитрона, можно добиться очень точно, нужного напряжения на выходе (14,1-14,2 В). Применение в ключе полевого транзистора, повлекло за собой очень маленькую рассеиваемою мощность в виде тепла, поскольку сопротивление перехода у него, ничтожное.
Идея такова, конденсатор заряжается выпрямленным напряжением до напряжения открытия стабилитрона (о чем писал выше), далее через схему управления, полевой транзистор закрывается, и конденсатор начинает разряжаться уже на потребителя. Как напряжение падает ниже этих 14,1 В, транзистор опять открывается, и опять заряжает конденсатор...и так далее. Таким образом, от любого большого напряжения, можно отобрать сколько нам нужно, не тормозя при этом генератор. Тепловыделение, минимальное, греются в основном диоды в диодном мосте, от протекающего через них прямого тока. Транзистор работает в импульсном режиме, на зарядку кондера, и нагрев его минимален.
В схеме Ивана, тиристоры стоят после диодного моста, и когда они открываются и происходит шунтирование обмоток, то закоротка идет через один диод как минимум диодного моста, поэтому диодный мост пропускает через себя токи КЗ, и ему очень не сладко приходится.
Далее, в схеме реализована защита от перенапряжений, и схема не боится внешних КЗ, в отличии от схемы Ивана, где сразу же вылетает диодный мост. Защита от перенапряжений построена всего на одной интересной детальке - супрессоре. Без него схема не схема. В схеме он играет двойную роль, основную описывать толком не буду, многие просто не поймут, напишу просто, что он вырезает всплески напряжения, большие по амплитуде, при работе ключа (полевого транзистора) открыт-закрыт. А вот второстепенная роль супрессора, это защита от перенапряжения, которое может возникнуть в каких нибудь внештатных ситуациях, что бы обезопасить дорогостоящие потребители от выхода из строя. При перенапряжении, супрессор пробивается, и закорачивает конденсатор, схема управления при этом теряет питание, и транзистор ключа закрывается. Все, напряжение, перестает отбираться от генератора, генератор не грузится, ничего не плавится, дым ни откуда не идет...При внешнем подключении АКБ, ее надо обязательно подключать через предохранитель 10А. При пробое супрессора, АКБ окажется закороченный им через этот пред. Пред сгорит, и АКБ отключится от РН. Так же этот пред необходим и для питания разных потребителей от АКБ. Мало ли где коротнул, пред тоже отработает.
То же самое происходит, если закоротить выход РН (+и-). Произойдет разряд конденсатора через коротыш, схема управления, потеряет питание, полевой транзистор закроется, и на выход напряжение перестанет поступать...При устранении коротыша, схема опять начнет работать.
Выкладываю схему, разводку печ. платы с расположением элементов несколько фоток готового РН-а. Размер платы 25х35 мм.
Данная схема с успехом работает уже на многих моторах, она сложнее шунтирующей, но преимуществ больше, поэтому оно того стоит.

6.png1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg7.png5.jpg

Добавил:  karat [ 31 янв 2014, 13:02 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

Игорь у стабитрона, который стоит параллельно электролиту (1,5КЕ18), как определить катод-анод? На ваших с Дмитрием фотках серебристая полоса с краю, а я купил ничего нет, кроме номинала.

Добавил:  maliiv [ 31 янв 2014, 13:29 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

karat писал(а):

Игорь у стабитрона, который стоит параллельно электролиту (1,5КЕ18), как определить катод-анод? На ваших с Дмитрием фотках серебристая полоса с краю, а я купил ничего нет, кроме номинала.

Володя, у тебя двухсторонний супрессор, его можно как хочешь ставить...

Добавил:  прохожий57 [ 31 янв 2014, 16:40 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

maliiv писал(а):

В данной теме пойдет рассказ про то, как можно самому сделать регулятор напряжения, далее РН для лодочных моторов, оборудованных световой катушкой.

Привет Игорь! У меня вопрос. Сделал РН по твоему чертежу, все устраивает и очень даже не плохо. Но вот вертится в голове , а что если пользовать эту штуку без Акк. Вроде по схеме страшного не должно произойти, но не уверен. Скажи, Как думаешь , можно без батареи на ходу цеплять зарядники для тел, фотиков, планшетов ну и в этом роде?

Добавил:  maliiv [ 31 янв 2014, 17:43 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

прохожий57 писал(а):

maliiv писал(а):

В данной теме пойдет рассказ про то, как можно самому сделать регулятор напряжения, далее РН для лодочных моторов, оборудованных световой катушкой.

Привет Игорь! У меня вопрос. Сделал РН по твоему чертежу, все устраивает и очень даже не плохо. Но вот вертится в голове , а что если пользовать эту штуку без Акк. Вроде по схеме страшного не должно произойти, но не уверен. Скажи, Как думаешь , можно без батареи на ходу цеплять зарядники для тел, фотиков, планшетов ну и в этом роде?

Конечно можно. Он предназначен в том числе для такого режима...Я цеплял, и не раз...все ок!

Добавил:  karat [ 31 янв 2014, 20:31 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

Игорь опять вопросы:
1. По цоколевке стабилитрона bzx85s18, что стоит на полевике. У него катод, где широкая черная полоска? Если да, то я припаял наоборот.
2. Все пять точек "масса, земля" схемы я соединил винтом на радиатор-основание РН. Изоляцию под крепежную ленту электролита не ставил. Так правильно?
Сегодня зашел в радиомагазин, купил все транзисторы, микросхему, диоды и стабилитроны заново.

Добавил:  maliiv [ 31 янв 2014, 20:50 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

karat писал(а):

Игорь опять вопросы:
1. По цоколевке стабилитрона bzx85s18

Володя, он прозванивается как обычный диод...неужели не прозвонить??? Я не помню на память...

Добавил:  Дима Дзержинский [ 31 янв 2014, 21:43 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

maliiv писал(а):

Володя, он прозванивается как обычный диод...неужели не прозвонить??? Я не помню на память...


Игорь, подскажи пожалуйста, на двигатель с электрозапуском РН надо ставить или нет?

Добавил:  maliiv [ 31 янв 2014, 23:26 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

Дима Дзержинский писал(а):

maliiv писал(а):

Володя, он прозванивается как обычный диод...неужели не прозвонить??? Я не помню на память...


Игорь, подскажи пожалуйста, на двигатель с электрозапуском РН надо ставить или нет?

По идее надо. Там стоит обычный выпрямитель и все, если только это не мотор напичканный электроникой...Если на тот, что в подписи, то надо...

Добавил:  Дима Дзержинский [ 31 янв 2014, 23:43 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

maliiv писал(а):

По идее надо. Там стоит обычный выпрямитель и все, если только это не мотор напичканный электроникой...Если на тот, что в подписи, то надо...


Не на этот ничего уже не надо. С осени он уйдет в хорошие руки. Я имел в виду Сузу 30 2 такта

Добавил:  maliiv [ 01 фев 2014, 00:27 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

Дима Дзержинский писал(а):

maliiv писал(а):

По идее надо. Там стоит обычный выпрямитель и все, если только это не мотор напичканный электроникой...Если на тот, что в подписи, то надо...


Не на этот ничего уже не надо. С осени он уйдет в хорошие руки. Я имел в виду Сузу 30 2 такта

Там обычный выпрямитель (диодный мост), и на него крайне желателен...

Добавил:  Дима Дзержинский [ 01 фев 2014, 00:40 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

maliiv писал(а):

Там обычный выпрямитель (диодный мост), и на него крайне желателен...


Спасибо

Добавил:  karat [ 04 фев 2014, 20:45 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

У меня Яма 9,9. Проблемы по РН летом 2013 (глючил мотор на холостых) только с ней были ? Говорят решает проблему китайский (вместо родного) блок управления, а он уже денег стоит.
А то бьюсь с РН, а потом мотор работать не будет. Что тогда схему Ивана собирать? Или что-то другое?
А так по схеме уже и теорию почитал, появилось понятие, что делают полевик, управляющий стабилитрон и 555 микросхема. Конечно хочется запустить ее, но ... , вопросы выше.

Добавил:  andreyR [ 04 фев 2014, 21:31 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

karat писал(а):

У меня Яма 9,9. Проблемы по РН летом 2013 (глючил мотор на холостых) только с ней были ? Говорят решает проблему китайский (вместо родного) блок управления, а он уже денег стоит.
А то бьюсь с РН, а потом мотор работать не будет. Что тогда схему Ивана собирать? Или что-то другое?
А так по схеме уже и теорию почитал, появилось понятие, что делают полевик, управляющий стабилитрон и 555 микросхема. Конечно хочется запустить ее, но ... , вопросы выше.

Может по другой схеме собрать РН?? Например на оптроне??

Добавил:  Дима Дзержинский [ 04 фев 2014, 21:48 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

karat писал(а):

А то бьюсь с РН, а потом мотор работать не будет. Что тогда схему Ивана собирать? Или что-то другое?
А так по схеме уже и теорию почитал, появилось понятие, что делают полевик, управляющий стабилитрон и 555 микросхема. Конечно хочется запустить ее, но ... , вопросы выше.


Надо Игореху попытать. У него голова светлая, может что-нибудь скажет

Добавил:  maliiv [ 05 фев 2014, 01:41 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

karat писал(а):

У меня Яма 9,9. Проблемы по РН летом 2013 (глючил мотор на холостых) только с ней были ? Говорят решает проблему китайский (вместо родного) блок управления, а он уже денег стоит.
А то бьюсь с РН, а потом мотор работать не будет. Что тогда схему Ивана собирать? Или что-то другое?
А так по схеме уже и теорию почитал, появилось понятие, что делают полевик, управляющий стабилитрон и 555 микросхема. Конечно хочется запустить ее, но ... , вопросы выше.

Владимир, когда будут проблемы, тогда и надо будет их решать...Чего вперед забегать??? Проблемы были на одном моторе, может там блок управления такой попался...Я по этому поводу писал автору, он отвечал, что это плохая помехозащищенность коммутатора зажигания...Так что сначала сделайте, а там поглядим...если че, опять с Академиком спишусь...

Добавил:  karat [ 05 фев 2014, 07:00 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

maliiv писал(а):

...Так что сначала сделайте, а там поглядим...если че, опять с Академиком спишусь...

Понял, спасибо!

Добавил:  пузый [ 08 мар 2014, 13:01 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

вопрос
если ставить на мотор ямаха 30
ведь там есть диодный мост
как тогда подключать РН (на вход без моста и кондера РН)
может кто даст отечесвенные аналоги

Добавил:  andreyR [ 08 мар 2014, 13:10 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

пузый писал(а):

вопрос
если ставить на мотор ямаха 30
ведь там есть диодный мост
как тогда подключать РН (на вход без моста и кондера РН)
может кто даст отечесвенные аналоги

Выкинуть старые потроха и поставить полный регулятор со всеми мостами и кондерами =)

Добавил:  maliiv [ 09 мар 2014, 13:05 ]
Заголовок сообщения:  Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ

У меня много спрашивали про изготовление РН-а, так вот, сейчас появилась такая возможность. Все желающие пишите....кому сколько, ограничений на кол-во нет. Ориентировочная цена на сегодняшний день будет около 2 штук рублей. (сильно выросли цены на комплектующие радиодетали из за роста бакса). Сейчас себестоимость получается около 800 руб (у меня здесь, с пересылом), я недавно одному человеку комплектовал...У меня есть близкий друг, электронщик, в несколько раз посильнее меня...Так вот с работой у него совсем плохо...телевизоры современные не ломаются почти, старых уж почти не осталось...сел в такси, что бы как то прожить...Вот я и предложил ему эту затею с РН. Время у него полно, будет делать всем желающим...Так что кому надо - пишите.

Страница 1 из 12 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
www.phpbb.com