Наши новости и события:
Мульта - Тюнгур. Алтай, поход 2 категории сложности. Читать далее...
Алтай. Поход на Шавлинские озера, горный маршрут. Читать далее...
Поход по Кавказу в районе Тебердинского хребта Читать далее...
По горам Алтая. Неповторимая горная природа Читать далее...
Изображение
Текущее время: 17 дек 2017, 06:25

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Регулятор напряжения для лодочного мотора

Автор: Игорь (maliiv)
!!! ПРИЁМ ЗАКАЗОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ !!!


Как сделать самостоятельно регулятор напряжения для ПЛМ


Регулятор напряжения для ПЛМ

Данная схема с успехом работает уже на многих моторах, она сложнее шунтирующей, но преимуществ больше, поэтому оно того стоит.
Нажмите на фото для увеличения:
Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото

*
В данной теме пойдет рассказ про то, как можно самому сделать регулятор напряжения, далее РН для лодочных моторов, оборудованных световой катушкой. Эти устройства многим водномоторникам изготавливает Иван с форума мотолодки. Иван для своих поделок использует так называемую шунтирующую схему. Много уже было споров, ругани на эту тему, какая из схем лучше... Каждый кулик свое болото хвалит... Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе без предвзятости...

Принцип шунтирующей схемы основан на глухом закорачивании световой катушки мотора двумя тиристорами или одним симистором, когда напряжение на выходе выпрямителя превышает предел, заданный стабилизирующей цепочкой.
Таким образом генератор мотора начинает работать на КЗ (короткое замыкание). Последствия этого таковы: Идет разогрев самой обмотки повышенным током, разогрев шунтирующих элементов и диодного моста, и поскольку закон о сохранении и превращении энергии никто пока не отменял, такой вот закороченный генератор, вносит какое то сопротивление вращению, и что бы его преодолеть, мотор потребит немного больше бензина чем в обычном состоянии, при тех же условиях... Это недостатки.
Теперь плюсы данной схемы. Неоспоримым плюсом, является ее простота и доступность самостоятельного изготовления неподготовленными людьми. Вторым ее плюсом является отсутствие в схеме активного регулирующего элемента, на котором обязательно будет падение напряжения, а следствие этого, заданное напряжение на выходе РН будет при меньших оборотах мотора.

Теперь о схеме, которую разработал один парень из Украины под ником Академик.
Ее работа, основана на заряде большого конденсатора. Его зарядом управляет схема управления на регулируемом стабилитроне, через мощный ключ на полевом транзисторе.
При помощи регулируемого стабилитрона, можно добиться очень точно, нужного напряжения на выходе (14,1-14,2 В). Применение в ключе полевого транзистора, повлекло за собой очень маленькую рассеиваемою мощность в виде тепла, поскольку сопротивление перехода у него, ничтожное.

Идея такова, конденсатор заряжается выпрямленным напряжением до напряжения открытия стабилитрона (о чем писал выше), далее через схему управления, полевой транзистор закрывается, и конденсатор начинает разряжаться уже на потребителя. Как напряжение падает ниже этих 14,1 В, транзистор опять открывается, и опять заряжает конденсатор... и так далее. Таким образом, от любого большого напряжения, можно отобрать сколько нам нужно, не тормозя при этом генератор. Тепловыделение, минимальное, греются в основном диоды в диодном мосте, от протекающего через них прямого тока. Транзистор работает в импульсном режиме, на зарядку конденсатора, и нагрев его минимален.

В схеме Ивана, тиристоры стоят после диодного моста, и когда они открываются и происходит шунтирование обмоток, то закоротка идет через один диод как минимум диодного моста, поэтому диодный мост пропускает через себя токи КЗ, и ему очень "не сладко" приходится.
Далее, в схеме реализована защита от перенапряжения, и схема не боится внешних КЗ, в отличии от схемы Ивана, где сразу же вылетает диодный мост.
Защита от перенапряжения построена всего на одной интересной детальке - супрессоре. Без него схема не схема. В схеме он играет двойную роль, основную описывать толком не буду, многие просто не поймут, напишу просто, что он вырезает всплески напряжения, большие по амплитуде, при работе ключа (полевого транзистора) открыт-закрыт.
А вот второстепенная роль супрессора, это защита от перенапряжения, которое может возникнуть в каких нибудь внештатных ситуациях, что бы обезопасить дорогостоящие потребители от выхода из строя. При перенапряжении, супрессор пробивается, и закорачивает конденсатор, схема управления при этом теряет питание, и транзистор ключа закрывается. Все, напряжение, перестает отбираться от генератора, генератор не грузится, ничего не плавится, дым ни откуда не идет...

При внешнем подключении АКБ, ее надо обязательно подключать через предохранитель 10А. При пробое супрессора, АКБ окажется закороченный им через этот предохранитель. Предохранитель сгорит, и АКБ отключится от РН. Так же этот предохранитель необходим и для питания разных потребителей от АКБ. Мало ли где коротнуло, предохранитель тоже отработает.

То же самое происходит, если закоротить выход РН (+ и -). Произойдет разряд конденсатора через коротыш, схема управления, потеряет питание, полевой транзистор закроется, и на выход напряжение перестанет поступать... При устранении коротыша, схема опять начнет работать.
Выкладываю схему, разводку печатной платы с расположением элементов, и несколько фотографий готового РН-регулятора. Размер платы 25х35 мм.

Нажмите на фото для увеличения:
Уменьшенное фото Уменьшенное фото Уменьшенное фото


Обсудить, и задать вопросы можно на форуме


При полном, или частичном копировании статьи активная ссылка обязательна!!!


Copyright © Форум любителей активного отдыха 2013-2016. All Rights Reserved.

      

Часовой пояс: UTC + 4 часа

Инфо-Портал Fishboatlive Мобильный вид Обратная связь с администрацией